Мы используем файлы Cookie для нормальной работы сайта

Пользуясь сайтом Государственное учреждение социального обслуживания «Богушевский дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития», вы соглашаетесь на использование файлов cookie

Принимаю Подробнее

Отделения

Отделение социальной реабилитации и абилитации

ПОЛОЖЕНИЕ

об отделении социальной реабилитации, абилитации  детей-инвалидов с особенностями психофизического развития

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  1. Положение об отделении социальной реабилитации, абилитации детей-инвалидов с особенностями психофизического развития (далее – Положение)  разработано в соответствии со статьей 31 Закона Республики Беларусь от 22 мая 2000г. № 395-З “О социальном обслуживании”, частями первой и седьмой статьи 28 Закона Республики Беларусь от 30 июня 2022 г. № 183-З “О правах инвалидов и их социальной интеграции”, пунктом 5 Положения о порядке, особенностях и основаниях предоставления гражданам специальных жилых помещений государственного жилищного фонда в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, домах-интернатах для детей-инвалидов, специальных домах для ветеранов, престарелых и инвалидов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2008 г. № 1408  “О специальных жилых помещениях государственного жилищного фонда”, пунктом 9 Положения о доме-интернате для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10 января 2013 г. № 5, постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 января 2013 г. № 11  “Об оказании социальных услуг государственными организациями, оказывающими социальные услуги”, постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 3 июня 2024 г. № 37  “Об изменении Постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 1 декабря 2017 года № 84″,  постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10 января 2013 г. № 3/4  “Об установлении перечня медицинских показаний и медицинских противопоказаний для оказания социальных услуг в учреждениях социального обслуживания”, другими нормативными правовыми актами.
  2. Положение является локальным правовым актом и регулирует порядок, особенности и основания деятельности отделения социальной реабилитации, абилитации детей-инвалидов с особенностями психофизического развития (далее – дети-инвалиды).
  3. Отделение социальной реабилитации, абилитации детей-инвалидов с особенностями психофизического развития (далее – отделение) создается приказом директора государственного учреждения “Богушевский детский социальный пансионат “Лучезарный” (далее — пансионат), в пределах штатной численности, утвержденной местным исполнительным и распорядительным органом.

Наполняемость отделения до 10 человек, с сезонным графиком функционирования – с сентября по май.

  1. Отделение является структурным подразделением пансионата.
  2. В отделении детям-инвалидам оказываются социальные услуги на безвозмездной и возмездной основе. Иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим и временно проживающим в Республике Беларусь, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлены статус беженца или убежище в Республике Беларусь, социальные услуги оказываются на возмездной основе, если иное не установлено актами законодательства.
  3. Руководство отделением осуществляет заведующий отделением, назначаемый приказом директора пансионата.
  4. Деятельность отделения финансируется за счет средств областного бюджета в соответствии с законодательством.
  1. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЕНИЯ
  1. Основными целями отделения являются содействие формированию, восстановлению и (или) развитию социальных навыков детей-инвалидов, проживающих в Витебской области, включая навыки самообслуживания, коммуникации, самостоятельного проживания, бытовые навыки; оказание детям-инвалидам помощи для преодоления негативных психических состояний, обусловленных инвалидностью, улучшения самочувствия, повышение уровня социальной адаптированности и социального статуса, создание условий для независимого проживания, самореализации и участия в различных сферах жизни общества.
  2. Основными направлениями деятельности отделения являются:

индивидуальный подбор реабилитационных, абилитационных мероприятий и  услуг на основе комплексной оценки потребностей и возможностей детей-инвалидов;

осуществление практической деятельности в области комплексной реабилитации, включая медицинскую, социальную, психолого-педагогическую и иные виды реабилитации;

удовлетворение потребностей детей-инвалидов, проходящих курс реабилитации, абилитации в отделении, в социальных услугах, включенных в перечень бесплатных и общедоступных социальных услуг государственных учреждений социального обслуживания с нормами и нормативами обеспеченности граждан этими услугами, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 1218 и требований к социальным услугам, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 1 декабря 2017 г. № 84;

осуществление динамического контроля процесса реабилитации, абилитации в период нахождения в отделении и формирование рекомендаций в отношении дальнейшей реализации реабилитационных, абилитационных мероприятий в пределах своей компетенции;

консультирование лиц с инвалидностью, проходящих курс реабилитации, абилитации в отделении, и членов их семей, по вопросам социальной реабилитации, абилитации в соответствии с профилем отделения в пределах своей компетенции;

оказание психологической помощи лицам с инвалидностью, проходящим курс реабилитации, абилитации в отделении;

организация досуга лиц с инвалидностью, проходящих курс реабилитации, абилитации в отделении, развитие творчества, проведение культурно-массовых, спортивных, физкультурно-оздоровительных мероприятий;

осуществление методической деятельности по вопросам социальной реабилитации, абилитации;

проведение мероприятий по повышению качества социального обслуживания, внедрению в практику передовых методов социального обслуживания, а также реабилитации, абилитации инвалидов в соответствии с профилем отделения;

предоставление лицам с инвалидностью, проходящим курс реабилитации, абилитации в отделении, иных социальных услуг, вводимых по решению учредителя.

  1. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ, АБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
  1. Основные мероприятия по социальной реабилитации, абилитации детей-инвалидов осуществляются по следующим направлениям:

10.1. медицинская реабилитация детей-инвалидов и медицинское сопровождение процесса реабилитации включает:

проведение физиотерапевтических процедур по назначению лечащего (участкового) врача организации здравоохранения;

осуществление физической реабилитации, абилитации, посредством вовлечения в занятия лечебной и адаптивной физической культурой;

содействие в получении медицинской помощи и консультаций врачей-специалистов в рамках межведомственного взаимодействия в соответствии с законодательством;

осуществление лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

другие мероприятия в соответствии с медицинскими показаниями.

10.2. социальная реабилитация, абилитация осуществляется специалистами по социальной работе, психологами, инструкторами по трудовой терапии и другими специалистами, компетентными в области социального обслуживания и социальной поддержки, и включает в себя:

социально бытовую реабилитацию (проведение занятий по формированию (восстановлению, развитию)) навыков самообслуживания и безопасного выполнения повседневных бытовых задач, обеспечение личной безопасности, в том числе личной гигиены, ухода за собой, бытовым навыкам;

консультирование человека с инвалидностью и членов его семьи по вопросам адаптации жилья к его потребностям;

проведение занятий по формированию (восстановлению, развитию) навыков социального взаимодействия и коммуникации, в том числе навыков самостоятельной ориентации в быту и окружающей среде, навыкам доступного общения инвалидам с сенсорными нарушениями;

развитие способностей и повышение мотивации к организации здорового и социально приемлемого досуга;

привлечение к занятия физкультурой, спортом, туризмом, к участию в культурной жизни;

обучение детей-инвалидов, проходящих курс реабилитации, абилитации в отделении, пользованию техническими средствами социальной реабилитации, обучение самостоятельной ориентации, передвижению, коммуникации с использованием ассистивных устройств и технологий, оказание им помощи в подборе и выдача технических средств социальной реабилитации, ассистивных устройств во временное пользование;

оказание психологической помощи для достижения социальной адаптации и интеграции детей-инвалидов в общество (включающее психологическое консультирование, психологическую диагностику, психологическую коррекцию, психологическую профилактику и психологическое просвещение, в том числе восстановление (формирование) когнитивных навыков и мелкой моторики, психомоторных качеств, сенсорных эталонов различными психокоррекционными средствами;

проведение занятий по арт-терапии (коррекция эмоционального состояния):

проведение занятий по хромотерапии;

проведение занятий по музыкотерапии;

проведение занятий по танцевальной терапии;

проведение занятий по библиотерапии;

проведение занятий по сказкотерапии;

проведение занятий по куклотерапии;

проведение занятий по мульттерапии;

обучение знаниям, умениям, навыкам, необходимым для социальной адаптации в обществе (обучение пользованию смартфоном, навыкам использования видеосвязи посредством смартфона, персонального компьютера и т.д.)

проведение спортивных мероприятий (соревнования по шашкам, дартсу, бочче, настольному теннису, петанку и др.), проведение иных мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта людей с инвалидностью;

проведение занятий по развитию (восстановлению, формированию) доступных трудовых навыков в кружках по интересам, клубах, лечебно – трудовых мастерских пансионата.

  1. Социальные услуги детям-инвалидам, проходящим курс социальной реабилитации, абилитации в отделении, оказываются в порядке и на условиях, предусмотренных Инструкцией о порядке и условиях оказания социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 января 2013 г. № 11 и требований к содержанию и качеству социальных услуг, оказываемых в рамках государственных минимальных социальных стандартовв области социального обслуживания, предусмотренных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 1 декабря 2017 г. № 84.
  2. Социальные услуги предоставляются в отделении в период прохождения детьми-инвалидами курса реабилитации, абилитации продолжительностью до 1 месяца, с периодичностью не более одного раза в год.
  3. Социальные услуги для прохождения в отделении курса реабилитации, абилитации в первоочередном порядке предоставляются детям-инвалидам с особенностями психофизического развития, которым инвалидность установлена впервые.
  1. ПОРЯДОК ПРИЕМА В ОТДЕЛЕНИЕ
  1. В отделение принимаются дети-инвалиды с особенностями психофизического развития зарегистрированные по месту жительства на территории Витебской области в возрасте от 4 до 18 лет.
  2. Направление детей-инвалидов в отделение осуществляется территориальным центром социального обслуживания населения по месту регистрации (месту жительства) детей-инвалидов на основании и в период срока действия индивидуальной программы реабилитации, абилитации ребенка-инвалида (далее – ИПРА).
  3. В отношении детей-инвалидов, принятых в отделение, формируется личное дело.

В личное дело включаются заявление о предоставлении специального жилого помещения, копия приказа о зачислении детей-инвалидов в дом-интернат для прохождения курса социальной реабилитации, абилитации,
а также иные документы, выдаваемые детям-инвалидам (в отношении данных детей-инвалидов) в соответствии с законодательством.

  1. Основанием для отказа оказания социальных услуг по социальной реабилитации, абилитации в отделении, является:

отсутствие у детей-инвалидов медицинских показаний и (или) наличие медицинских противопоказаний для оказания отдельных социальных услуг, подтвержденных медицинской  справкой о состоянии здоровья или заключением врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения;

выявление факта представления неполной или недостоверной информации для определения права на получение социальных услуг;

основанием для временного отказа (в порядке очереди) в оказании социальных услуг по социальной реабилитации, абилитации в отделении, является наполняемость отделения (не более 10 человек).

  1. Противопоказаниями для приема в отделение являются:

острые и подострые стадии основного заболевания, требующие медицинского вмешательства;

любые приступообразные и прогредиентно текущие заболевания со склонностью к частым обострениям или рецидивам, болезни с частыми декомпенсациями, требующими лечения в стационаре;

злокачественные новообразования в активной фазе;

обширные трофические язвы и пролежни, гнойно-некротические заболевания;

острые инфекционные и венерические заболевания до окончания срока лечения;

туберкулез в активной стадии процесса;

заразные кожные заболевания;

тяжелые психические расстройства, угрожающие жизни и здоровью окружающих, а также аутоагрессия (в соответствии с Международной классификацией болезней десятого пересмотра МКБ -10, принятой сорок третьей сессией Всемирной ассамблеей здравоохранения);

крайне низкий реабилитационный потенциал;

все формы наркомании;

хронический алкоголизм.

  1. При окончании пребывания получателю социальных услуг выдаются рекомендации родственникам для дальнейшего использования по месту жительства (регистрации).
  1. ПОРЯДОК ОТЧИСЛЕНИЯ ИЗ ОТДЕЛЕНИЯ
  1. Отчисление из отделения осуществляется в связи с окончанием установленного срока социальной реабилитации, абилитации детей- инвалидов, оформляется приказом директора пансионата.
  2. После прохождения курса социальной реабилитации, абилитации детям-инвалидам выдаются соответствующие рекомендации, в том числе о необходимости повторных курсов социальной реабилитации, абилитации.
  3. Отчисление из отделения до окончания установленного срока реабилитации осуществляется по следующим основаниям:

по личному заявлению законных представителей детей-инвалидов;

препятствие оказанию социальных услуг детям-инвалидам (его законным представителем);

невнесения либо несвоевременного внесения платы за оказываемые социальные услуги (при заключении договора возмездного оказания социальных услуг);

окончание срока действия договора или его досрочного расторжения;

установление факта нахождения детей-инвалидов в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;

поведение, нарушающее общепринятые нормы и правила поведения, унижающее честь и достоинство работников пансионата оказывающих социальные услуги, не являющееся следствием имеющегося у детей-инвалидов заболевания;

в случае проявления одного из заболеваний, предусмотренных пунктом 18 настоящего Положения;

при нарушении правил внутреннего распорядка пансионата;

смерти гражданина, получающего социальные услуги.

  1. При отчислении из отделения до окончания установленного срока за нарушение правил внутреннего распорядка на повторную социальную реабилитацию, абилитацию дети-инвалиды не принимаются в течение года.
  2. При выбытии гражданина по причине смерти пансионат в течение трех часов от установления факта смерти информирует родственников (опекунов), в течение семи рабочих дней с даты смерти, информирует орган местного управления и самоуправления по месту жительства умершего ребенка-инвалида о факте смерти.
  1. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ. СВЯЗИ
  1. Отделение взаимодействует:

со службами и подразделениями пансионата в соответствии с их компетенцией;

с местными учреждениями здравоохранения в целях оказания специализированной медицинской помощи лицам с инвалидностью, контроля качества их медицинского обслуживания и соблюдения санитарно-противоэпидемического режима;

с высшими учреждениями образования в целях научного сопровождения работы отделений социальной реабилитации, абилитации лиц с инвалидностью;

со средними специальными учреждениями образования по вопросам профессиональной подготовки людей с инвалидностью;

с общественными объединениями инвалидов.

  1. Привлекает к сотрудничеству волонтеров для оказания социальных услуг детям-инвалидам, проведения мероприятий в области социальной реабилитации, абилитации.
  2. Сотрудничает с организациями различных форм собственности и индивидуальными предпринимателями по вопросам социального обслуживания, социальной реабилитации, абилитации детей-инвалидов в пределах своей компетенции.